Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом

3 Эффективность и адаптивность копинга

Существует масса копинг-стратегий, из которых каждый индивидуум под воздействием определенного стрессового фактора формирует собственный комплекс. Среди них могут находиться как продуктивные формы (эффективные и адаптивные), помогающие выйти из стрессового состояния, так и относительно продуктивные и непродуктивные.

Р. Лазарус и С. Фолкман в своей тестовой методике опираются на восемь преобладающих копинг-стратегий:

  1. 1. Планирование будущих действий, направленных на решение проблемы, критический анализ ситуации, разнообразные предпринятые усилия.
  2. 2. Конфронтационная стратегия. Попытки разрешить сложную ситуацию через конфликты, упорное отстаивание собственных интересов и враждебность. Используя эту стратегию в конфликтной ситуации, индивидуум испытывает трудности с планированием и часто плохо представляет последствия своих действий.
  3. 3. Принятие ответственности за проблему на себя. За переоценкой собственной роли в возникшей ситуации следуют попытки исправить тяжелую ситуацию.
  4. 4. Самоконтроль. Индивидуум сохраняет хладнокровие, контролируя свои эмоции и действия.
  5. 5. Поиск положительных аспектов в результате возникшей стрессовой ситуации.
  6. 6. Обращение за помощью к окружающим: либо к родным и близким людям, либо к власть имущим и широкой общественности — в зависимости от стрессового фактора.
  7. 7. Дистанцирование от проблемы, то есть отдаление от ситуации, уменьшение ее значимости при помощи разных способов.
  8. 8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Диагностика копинг-стратегий, которую создал Э. Хайм, позволяет подробно проанализировать стиль и продуктивность стратегий конкретного человека. Тест исследует 26 ситуационно-специфических типов реагирования с разделением их на три основные сферы психической деятельности личности и четким указанием их продуктивности в решении проблемы:

  1. 1. Когнитивный (переосмысливание, анализ) копинг-механизм:

    1. Продуктивные стратегии: проблемный анализ.
    2. 2. Относительно продуктивные: игнорирование, диссимуляция (сознательное стремление скрыть проблему или ее преуменьшение), сохранение самообладания, относительность (сравнение своей проблемы с проблемами других и вывод о ее незначимости), религиозность, наделение проблемы особым смыслом (проблема как способ самосовершенствования), установка собственной ценности (убеждение личности в способности преодолеть в будущем даже большие трудности).
    3. 3. Непродуктивные: смирение, растерянность.
  2. Эмоциональный копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные стратегии: оптимизм.
    2. 2. Относительно продуктивные: протест, пассивная кооперация (индивидуум доверяет решение своих проблем другим).
    3. 3. Непродуктивные: эмоциональная разрядка (выход эмоций), подавление эмоций, покорность (состояние безнадежности), самообвинение, агрессивность.
  3. Поведенческий копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные: сотрудничество.
    2. 2. Относительно продуктивные: отвлечение (погружение в работу, хобби), альтруизм (решение чужих проблем для отвлечения от собственных), компенсация (отвлечение и успокоение с помощью лекарственных препаратов, еды, алкоголя), конструктивная активность (осуществление давней мечты), обращение (получение советов от других).
    3. 3. Непродуктивные: активное избегание проблемы (сознательное нежелание думать и анализировать), отступление (самоизоляция от других людей).

Исследования показали достаточное влияние определенных копинг-стратегий на повышение и понижение успешности и эффективности отдельной личности. Так, копинговые реакции, сфокусированные на проблеме, связаны с более низким уровнем отрицательных эмоций. У детей, мало применяющих проблемно-ориентированный копинг, больше сложностей в адаптации, а применение эмоционально-ориентированного копинга часто связано с серьезными проблемами в поведении и повышением уровня тревожности и депрессии. Эффективными и положительно влияющими на адаптацию признаны активное решение проблемы и поиск социальной поддержки.

Практическая значимость

Шкалы COPE предоставляют возможность тестировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных копинг-стратегий, включая несколько видов избегающего копинга, склонность к «употреблению ПАВ», склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах – инструментальной и эмоциональной. В ходе валидизаций русскоязычной версии опросника копинг-стратегий COPE была зафиксирована 14-факторная и 15-факторная структуры, обе близкае к оригинальной, установлены достаточно высокие показатели надежности и конструктной валидности опросника. Установлены гендерные различия в способах совладающего со стрессом поведения, что свидетельствует о необходимости составления разных нормативов для мужчин и женщин при стандартизации инструмента. При использовании методики следует учитывать низкую согласованность шкал мысленного ухода от проблемы и сдерживания, первая из которых характерна для методики в целом, тогда как вторая — для русскоязычных версий методики

Выявление результатов и их интерпретация

Подсчет и суммирование баллов завершают копинг тест Лазаруса. Интерпретация представляет собой выявление количества баллов по каждой стратегии и анализ результата. Чем больше баллов набрал конкретный стиль поведения, тем чаще тестируемый использует его при возникновении трудностей.

По Крюковой результат вычисляется иначе:

Подсчет баллов по каждой стратегии поведения.
Выявление уровня важности стратегии по формуле: набранное кол-во баллов / максимальный балл (равен 18)*100. Допустим тестируемый набрал 9 баллов, тогда вычисление выглядит так: 9/18 * 100 = 50

Число 50 отражает уровень использования стратегии.
Также возможно определение общего уровня напряженности по общему баллу за тест:

  • 0-6 – слабая напряженность, человек эффективно действует в стрессе;
  • 7-12 – средняя напряженность;
  • 13-18 – высокий уровень напряженности, человек тяжело адаптируется в стрессе.

Бланк методики можно скачать здесь — http://sstress.ru/Lasarus_blank.docx

Процедура проведения

Инструкция

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

  • Полностью согласен.
  • Согласен.
  • Не согласен.

Копинг и психологические защиты

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-стратегии играют компенсаторную функцию, а психологические защиты занимают последний уровень в системе адаптации — уровень декомпенсации. На схеме 1. отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

Схема 1. Копинг-стратегия и психологическая защита. Стили реагирования в стрессовой ситуации.Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом

Два стиля реагирования в проблемной ситуации

  1. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль — это рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

  2. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль — следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Диагностическая методика для определения стратегий

Для того чтобы определить, какой именно стратегией пользоваться в той или иной ситуации, ее необходимо диагностировать. Диагностическая методика была разработана ученым-психологом Амирханом. Он разделил механизмы решения проблем на 3 группы:

  1. Самостоятельное разрешение ситуации;
  2. Поиск помощи у других личностей, в том числе психологической;
  3. Самоустранение от стресса.

Любой человек должен знать и применять все три стратегии в жизни, ведь уровень стресса определяет только он сам. Для кого-то ситуация решится без помощи социума, в другом случае человек самостоятельно не сможет с ней справиться. Во втором варианте он будет использовать второй или третий механизм по устранению проблемы.

Обратите внимание! При использовании индивидом диагностических методик для определения дальнейших поведенческих реакций копинг-стратегии являются осознанными и произвольными. Личность самостоятельно оценивает и берет ответственность за каждое свое действие

Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида.

Примечания

  1. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С- Пб: Речь, 2000. — С. 70.
  2. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges.. — Oxford University Press, 2002. — P. 272. — ISBN 9780198508144.
  3. Lazarus, R.S. Emotion and Adaptation. — New York: Oxford University Press, 1991.
  4. Berg C.A., Meegan S. P., & Deviney P.P. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan (англ.) // International Journal of Behavioral Development (англ.)русск.. — 1998. — № 22(2). — P. 231-237.
  5. Compas В. Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues (англ.) // International Journal of Behavioral Development (англ.)русск.. — 1998. — № 22(2). — P. 231-237.
  6. Хазова С.А. Психология совладающего поведения: материалы Межд. научно-практ. конф./ отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. — С. 121-124
  7. Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal (англ.)русск.. — Fall 2000. — Т. 37, № 3. — P. 727—745.
  8. Lopez, D. F., & Little, T. D. Children’s action-control beliefs and emotional regulation in the social domain // Developmental Psychology (англ.)русск.. — 1996. — № 32. — P. 299—312.
  9. Skinner E., Edge K. Reflections on Coping and Development across the lifespan // International Journal of Behavioral Development (англ.)русск.. — 1998. — № 22(2). — P. 231—237.
  10. Koplik E.K. et al. The Relationship of Mother-Child Coping Styles and Mother’s Presence of Children’s Response to Dental Stress // The Journal of Psychology (англ.)русск.. — 1992. — № 126(1). — P. 79-92.
  11. Vitaliano P.P. et al. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems (англ.) // Health Psychology (англ.)русск.. — 1990. — № 9(3). — P. 348-376.
  12. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С- Пб: Речь, 2000. — P. 71.
  13. FRYDENBERG, E. (ed.) (1999). Learning to Cope: Developing as a Person in Complex Societies. Oxford: Oxford University Press. vii + 360 pp. ISBN 0 19 850318 0 (Hbk).
  14. ↑ Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.
  15. Hobfoll S.E. (1996). Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co.
  16. Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  17. Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  18. Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002
  19. Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
  20. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997.
  21. Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates
  22. ↑ Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.

Определение

Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом

Транзакционная модель стресса Ричарда Лазаруса

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Четыре года спустя, в году Ричард Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» (англ. Psychological Stress and Coping Process) обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Как показано Лазарусом, стресс — это дискомфорт, испытываемый человеком, при индивидуальном восприятии им недостаточности, для эффективного реагирования на вызовы среды, имеющихся и доступных ему ресурсов. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг — это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда.
При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.

Современная социальная действительность делает трудные ситуации важными элементами взаимодействия человека с окружающим миром. В многочисленных исследованиях совладающего поведения установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии совладающего поведения, являются как особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней, так и особенности личности.
Чаще всего среди личностных детерминант называют:

  • самооценку, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности;
  • возраст, пол и гендер;
  • социальную компетентность, принадлежность человека к большому и малому социуму (этнической группе и социальному слою), социальный опыт, приобретенный в семье, школе и социальную роль.

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные», которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы (Frydenberg , Lewis, 1999).

Ресурсы копинга

Копинг имеет определённые ресурсы, необходимые для построения стиля реакции на внешнего раздражителей. Избегание проблем чаще всего основывается на неспособности индивида справиться с происходящим. Причиной этого является то, что человека не научили это делать, т. е. не дали ресурсов для осуществления.

Важность ресурсов копинга на примере: если ребёнок вырос в окружении, которое не решало проблемы, а избегало их, то, вырастая, он будет придерживаться этой же модели поведения. В этом случае родители играют роль законодательной власти, а ребёнок – исполнительной

Он полностью повинуется родителям даже в стиле поведения. То же самое касается физического и морального насилия в семьях.

Совладающее поведение закладывается человеку с детского возраста, и этот ресурс не восполним без посторонней помощи. Работа с психологом, ориентированная на приобретение недостающих способностей, и является копинг-тренингом.

Что такое копинг

Копинг в психологии – способ выведение организма из стрессового состояния. Вызвать стресс может всё что угодно: как отрицательное, так и положительное событие. Различают два вида стресса – эустресс и дистресс. Первый не опасен, а наоборот способствует активации жизненных сил организма и подталкивает к принятию важных решений. Дистресс несёт разрушающее влияние, именно для его снятия используется копинг.

Помимо чрезвычайных ситуаций процесс копинга присутствует и в решении повседневных проблем. Часто бытовые вопросы или неурядицы на работе приводят человека к хронической форме стресса, а иногда и к депрессии. Необходимо знать пути спасения своего организма от разрушения дистрессом, особенно если избежать его никак не удаётся. Совладающее поведение значительно снижает риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, нервных срывов и неврозов, вызванных воздействием хронического стресса.

https://youtube.com/watch?v=CWL0_lY0j5w

Ресурсный подход к копинг-стратегиям

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства .

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс — это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов» .

К ресурсному подходу относят работы некоторых серьёзных исследователей, в которых ранее отсутствовала связь с изучением копингового поведения (Frydenberg, Lewis). В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида). Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) .

Конструкт самоэффективности, разработанный Альбертом Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение (Frydenberg, Lewis). По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды (Frydenberg, Lewis).

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом (Frydenberg, Lewis).

Разрешение проблем

К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести позитивную самооценку, оптимистическое мировоззрение, потенциал к эмпатии, интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.

Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.

Литература

на русском языке
  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
на других языках
  • Ayers T.S., Sandier I.N., West S.G., & Roosa M.W. (1996). A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of Personality (англ.)русск., 64, 923—958.
  • Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
  • Causey D.L., & Dubow, E.F. (1993). Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 10, 59-81.
  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
  • Compas, B.E., Malcarne, V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 563, 405—411.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues (англ.)русск., 47, 23-34.
  • Compas, B.E., Ey, S., Worsham, N.L., Howell, D.C. (1996). When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients // Child Development (англ.)русск., 15, 167—175.
  • Compas. B.E., Malcarne., V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and adolescents. // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 56 (3), 405—411.
  • Ebata, A., & Moos, T. (1991). Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology (англ.)русск., 12, 33-54.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Herman-Stahl, M.A., Stemmler, M., & Petersen, A.C. (1995). Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health // Journal of Youth and Adolescence (англ.)русск., 24, 649—655.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002.
  • Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. (1996). Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology (англ.)русск., 66, 109-14.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
  • Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  • Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  • Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
  • Wethington E., Kessler R.C. (1991). Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, P. 13-29.
  • Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine (англ.)русск., Jun, v15 (n3) :237-255.

Формирование копинг стратегий

Техники копинга, конструктивные способы совладания и их роль в жизни человека описывается многими психологами. Ими была замечена взаимосвязь между возрастом, полом, социальным статусом субъекта и его копинговым поведением.

Семейный копинг очень важен, ведь именно в детстве закладывается модель поведения. Во взрослом возрасте он просто копирует копинг стратегию, которой придерживались его родители. Именно по этой причине необходимо на собственном примере показывать детям принципы совладания со стрессом и пути выхода из опасной ситуации.

Гендерные различия в копинг стратегиях также часто упоминаются в работах психологов. В данном случае это субъективный взгляд на происходящее. В эру эмансипации трудно разделить совладающее поведение на женское и мужское, но в силу особенностей работы долей мозга женщинам присущ пассивный копинг, а мужчинам активный.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в психологической науке во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом Абрахамом Маслоу.

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и локусом контроля. Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Практическая значимость

Методика может быть использована при исследовании особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стресса у разных контингентов испытуемых. Опросник может быть эффективен в решении задач профотбора (в особенности для работы в напряженных условиях), выявлении факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях. Опросник в комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий и психотерапии. Показанием к применению опросника являются также массовые скрининговые исследования в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.

К относительным противопоказаниям к использованию опросника ССП следует отнести возраст испытуемого младше 14 и старше 60 лет. Применение методики в этих возрастных группах испытуемых снижает уровень обоснованности получаемых результатов тестирования.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *