Слово пацифист

История

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонники Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (см. также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Красноармейцы, отказавшиеся по религиозным убеждениям стрелять по мишеням. Исходя из контекста — евангельские христиане или баптисты

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем граждане, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоциальные и антисоветские элементы. С 1960-х годов это были, прежде всего, представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовных кодексах РСФСР и других союзных республик не было статей о пропаганде пацифизма, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооружённые силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США, Свободная инициатива.

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где существует воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир, 1916 г. Карикатура времён Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран

С чего все началось: краткая история пацифизма

Термины «пацифизм» и «пацифист» специально были придуманы для обозначения тех участников Всеобщего конгресса мира, которые выступали за то, чтобы свести военные конфликты к абсолютному минимуму. Произошло это знаменательное событие в 1910 году. Со временем эти термины начали использовать в более широком смысле, суть которого заключается в том, что «человек открыто выступает против любых военных действий».

Слово пацифистПротесты против Первой мировой войны на Всемирной женской конференции 1915 года в Гааге

Хотя слова «пацифизм» и «пацифист» возникли чуть больше ста лет назад, сама идея ненасилия имеет долгую и сложную историю. Идеи гуманности и человечности были актуальны еще в первом столетии до нашей эры. Именно в этот период времени Юлий Цезарь занимается воздвижением храма Милосердия, который не сохранился до наших дней.

Римляне, которые создали практически идеальную систему права, отлично понимали, что конфликты нужно уметь решать мирным путем. Они придумали специальную систему заключения мирных договоров. Данные договора включали в себя основные правовые и социальные гарантии безопасности.

Было немало пацифистов и среди первых последователей Иисуса Христа. Первые христиане по религиозным убеждениям категорически отказывались от несения военной службы, хотя это занятие и не осуждалось Новым Заветом. Пацифистские идеи христиан забылись, когда была придумана теория «справедливой войны», а крестовые походы стали практически неотъемлемой частью обыденной жизни людей.

Пацифистская традиция возродилась лишь в пятнадцатом столетии, в разгар эпохи Ренессанса. Общественным же движением пацифизм стал лишь после окончания Наполеоновских войн. К концу девятнадцатого столетия миротворческие идеи завладели умами людей на всех континентах Земли. Пацифизм активно обсуждался членами Лиги Наций, рассматривался на всевозможных конференциях по разоружению и международных конгрессах.

Современное пацифистское движения – результат двух мировых воин. Первая и Вторая мировые войны забрали жизни миллионов людей, поэтому нет ничего странного в том, что многие ветераны и мирные жители, пережившие весь этот ужас, начали массово вступать в антивоенные организации, активно участвовать в акциях ненасильственного сопротивления и создавать разные миротворческие движения.

Пацифистская идеология закреплена во многих международных документах: в Декларации о праве народов на мир, в уставе Организации Объединенных Наций и т.д.

Известные пацифисты

История движения очень длинная, поэтому выделяет большое количество людей, которые отличились на фоне толпы. К известным пацифистам мира относят:

  • Джона Леннона;
  • Льва Толстого;
  • Альберта Эйнштейна;
  • Джорджа Бернарда Шоу;
  • Олдоса Хаксли;
  • Далай-ламу XIV.

Леннон всегда был против любых военных действий. Толстой разработал индивидуальную систему взглядов – если оказывать сопротивление человеку, оскорбляющего вас, это только увеличит количество мирового зла. Позиция Эйнштейна была оригинальной. Он был пацифистом, но при этом принимал участие в разработке ядерной бомбы. По его мнению, только там можно было противостоять потенциальным захватчикам. Мать Тереза положила жизнь на служение близким. Она оказывала посильную помощь всем нуждающимся.

Вьетнам

Получив в конце войны атомную бомбу и развитую военную промышленность, Пентагон стал инструментом решения глобальных задач достижения американского доминирования во многих регионах планеты. Примеров таких попыток овладения ситуацией много, но самым ярким из них по сей день считается Вьетнам. Серьезной преградой для администраций США во время этой войны стал пацифизм. Это движение охватило широкие массы страны — от рядовых граждан до знаменитостей. Боксер Мухаммед Али (он же Кассиус Клей) демонстративно сжег армейскую повестку, заявив, что «этот самый Вьетконг лично мне ничего плохого не сделал». Справедливости ради следует упомянуть и о том, что позже действия Советского Союза в Афганистане он тоже осудил, оставшись верным своим принципам.

Слово пацифист

Буддизм и пацифизм.

У индийских йогов и буддийских монахов есть интересное понятие «ахимса».  Это образ жизни, посвященный ненасилию по отношению к любым существам, включая животных, растения, насекомых. Возможно, поэтому  первоисточником идеологии пацифизма считают буддизм. Это не совсем так. Буддисты действительно придерживаются принципов ненасилия, но не отрицают военную службу. Служба в армии не включена в перечень недостойных средств заработка. Более того, воинам не разрешалось становиться монахами до конца военной службы. Это правило действует и сегодня.

Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай Лама XIV оправдывает борьбу против фашизма и не считает политику умиротворения единственно возможной. Но при этом он занимает активную антивоенную позицию и считается общепризнанным авторитетом в деле миролюбия, ненасилия, терпимости.

По словам Далай Ламы XIV, чтобы противостоять обидчику, нужно мысленно провести границу между ним и его действиями. Но проблема в другом. Иногда моральное насилие трудно распознать, невозможно «пощупать» или доказать. А все потому, что терминов, описывающих насилие, становится все больше.

Пацифизм: что это такое?

Может ли война быть священной, оправданной, правомерной или освободительной? Поклонники пацифизма категорически против такого определения любых военных действий, ведь они осуждают использование любых военных методов для решения тех или иных конфликтов.

Идея пацифизма основана на том, что убийство одного человека другим человеком, как и любой другой вид насильственных действий, является абсолютным и неприемлемым для цивилизованных народов злом. Пацифизм как идеология пропагандирует ненасилие. Любой конфликт, по мнению пацифистов, можно решить при помощи конструктивных диалогов, переговоров, разъяснений, мирных сборов и митингов и т.д.

В современном мире пацифистами принято называть всех тех людей, которые открыто выступают против военных действий. Но истинными сторонниками пацифизма по праву можно назвать только тех личностей, которые не только поддерживают мирное решение любых конфликтов, но и демонстрируют свою жизненную позицию на собственном примере: не ведут себя агрессивно, не причиняют физического вреда другим людям, не вступают в какие-либо группировки или военные организации, не принимают абсолютно никакого участия в военно-политических конфликтах и т.д.

Многие люди путают пацифизм с полным подчинением или смирением. Но наша жизнь не состоит лишь из черного и белого цвета. Она многогранна и не всегда понятна. Поэтому осуждение военных действий не может автоматически расцениваться как полное смирение или подчинение.

Хотите осознать и прочувствовать суть пацифизма? Чтобы сделать это, нужно всего лишь понять, что противоположностью пацифизма является милитаризм. Милитаризм – это государственная идеология и политическое течение, основная идея которого заключается в том, что и экономика страны, и повседневное существование мирных граждан ставится на военные рельсы. Большое количество денег, разных ресурсов и сил государство тратит не на улучшение жизни обычных людей, а на то, чтобы доказать свое военное превосходство потенциальным противникам.

Пока поклонники милитаризма пытаются убедить всех вокруг, что они занимаются отстаиванием гарантий мира, пацифисты прекрасно осознают, что послевоенный мир будет перестраиваться по установленным милитаристами критериям.

Критика

Пацифизм подвергается критике с разных сторон.

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает всё новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведёт к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора».

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведёт к путанице», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией», что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации», и что «пацифизм не понимает трагизма истории».

Что означает слово пацифист, идеология и движение пацифизма

Термин и само понятие “пацифизм” имеет латинское происхождение. Значение слова трактуется как “миротворец”. Это люди несущие мир. Пик развития движения пацифизма приходится на период после 1945 года. Огромные потери человеческих жизней вызвали развитие движений за мир и ненасилие.

Сегодняшние представители пацифистов, это многомиллионные массы, которые сплотились под единым лозунгом, имеющие свое идеологию, офисы и международные представительства.

Актуальность пацифизма

Об актуальности пацифизма можно судить по цифрам статистики людей погибших за время многочисленных войн. 17-й век — из-за войн человечество потеряло более трех миллионов человек. За годы 18-го и 19 веков цифра возросла до десяти с половиной миллионов.

В течение первой и второй мировых войн погибло более 80 миллионов населения. За пять тысяч лет существования человеческой цивилизации пламя войны унесло более четырех миллиардов человеческих жизней.

Суть идеологии и исторический период ее развития

Идеология пацифистов не приемлет насильственные методы урегулирования проблем. Они не принимают военные действия ни в одном из существующих аспектов, включая “освободительную” и “священную” войну. В ее основе лежит принцип мирного урегулирования всех спорных вопросов путем переговоров, митингов и демонстраций.

Следующий этап миротворческой идеологии связан с христианством. Изначально любой христианин являлся пацифистом. В период правления Константина Великого 306-337 годы по юлианскому календарю пацифизм практически исчезает из практики христианской церкви.

Период реформации характеризуется кровопролитными религиозными войнами, которые положили начало протестующей стороне анабаптистов. Из выдающихся личностей этого периода можно назвать барона Монтескье, Джорджа Фокса, Эразма Роттердамского.

Формирование идеологии мирных преобразований в России, заслуга известного пацифиста Л.Н.Толстого. Среди выдающихся сторонников ненасильственных методов преобразования общества на основе духовного самосовершенствования Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.

Движение пацифизма на современном этапе

Возникновение пацифистских организаций относится к концу 1880-х. Проведение конгрессов международного уровня проходит с предложениями полной демилитаризации общества. Лидеры выходят с предложениями заменить урегулирование споров военным путем на рассмотрение в независимых арбитражных судах.

Это антивоенное воззвание легло в основу пагуошского движения ученых за предотвращение возможности ядерной войны, разоружение и  безопасность

Идеи миротворчества и ненасилия прослеживаются в молодежных течениях, начиная с 60 годов. С протестом против бюрократизма и тоталитаризмам выходят представители молодежного течения — хиппи.

Среди известных личностей поддерживающих идеологию пацифизма популярная группа “Битлз”, американский певец и общественный деятель Стиви Уандер, популярный певец и танцор, король поп-музыки Майкл Джексон, голливудский актер и продюсер Джим Керри и многие другие.

Положительные и отрицательные стороны пацифизма

Любая философская система содержит элемент несовершенства. Убийство, несомненно, является трагедией и не должно поощряться обществом и законом. Но, в ситуации, связанной с нападением на родину или семью не существует однозначного решения.

Истинный противник милитариста

Убеждения представителей обоих этих направлений не совсем антагонистичны. Кто такой пацифист и милитарист? О пацифисте уже сказано выше, а милитарист – это сторонник войны, военной мощи, устрашения и подавления всякого сопротивления своей идее. И слово militaris, или «военный» ясно и доступно объясняет сущность этого явления. Антагонистом милитаристу можно считать только антимилитариста, а никак не пацифиста. И это как нельзя лучше подтверждается символикой пацифизма и антимилитаризма. Это значит — «добро должно быть с кулаками», в прямом смысле этой фразы. В этом свете значение слова пацифист носит пораженческий характер.

Пацифизм сегодня

К сожалению, и сегодня борьба за мир остается задачей актуальной. Она идет не где-то далеко, а совсем рядом с нами, в близких по географическим понятиям странах. По-прежнему существует иллюзия того, что добро можно сотворить из зла, а для его торжества достаточно просто перебить и перекалечить всех «плохих парней». Инструменты современной войны все так же не отличаются деликатностью, как и образцы столетней давности, но смертоносная мощь их возросла многократно, а понятия о каких-то правилах ведения боевых действий остались достоянием прошедших эпох. Соотношение случайных жертв и целенаправленно истребляемых противников достигло катастрофического значения. Мирных жителей гибнет все больше…

Остается пожелать успеха современным пацифистам, какими бы воинствующими они ни были!

Умозрительность идеи

Есть очень много достойных представителей этого движения, среди них встречаются и люди, обладающие определенными возможностями, но среди милитаристов таких людей гораздо больше. И им надо адекватно противостоять, а идеи пацифизма, в лучшем значении этого слова, надо приветствовать, и только. Можно цитировать классиков-пацифистов. Например, Марк Аврелий говаривал, что лучшим отмщением злу является безответность. Вообще-то он был единоличным императором, против которого только безумный бы осмелился применять зло, да и прожил бы он потом не очень долго. Сам же Марк Аврелий перед самой смертью вел очень активные и успешные войны. Так что пацифизм его носил чисто кабинетный характер. Человек, интересы которого затронуты, скорее воин, а не пацифист. Значение термина, как было указано выше, непризнание любого насилия. В большинстве случаев при столкновении с реальным злом, причиняемым ему лично, пацифист перестает быть таковым.

Берут ли пацифистов в армию?

Согласно законодательству РФ под призыв попадает население страны мужского пола, достигшее определенного возраста. Отказ от службы возможен только по причине проблем со здоровьем. Пацифистские взгляды на жизнь не являются причиной, чтобы не получить повестку. В этом случае можно попросить разрешение на альтернативную гражданскую службу. Она представляет собой временную работу в государственных учреждениях социальной сферы.

Для этого заранее подают заявление в военкомат и ожидают ответа. Работа хоть и является обязательной, но оплачивается, как и для других сотрудников со всеми дополнительными бонусами в виде больничного, выходных и отпуска. Срок альтернативной службы – 21 мес. По ее окончанию выдают обычный военный билет с указанием военно-учетной специальности, однако на следующие сборы больше призыва не будет.

История пацифизма.

История пацифизма тесно связана с господством христианской системы ценностей. Основные идеи пацифизма уходят корнями к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Однако в то время также развивалась концепция «Римского мира»: мира, поддерживаемого римскими легионами на покоренных территориях. Такая концепция олицетворяла пацифизм процветающей имперской державы, в котором жестко централизованные административная и правовая системы «держат в узде» регионы, народившиеся прежде в хроническом состоянии войны.

После обращения в христианство императора Константина (311 г. н. э.) доктрина bellum iustum или «справедливой войны» была принята на вооружение идеологией христианства, отодвинув пацифизм на задний план церковной мысли и практики. Доктрина справедливой войны как оправдание войны достигла кульминации в период средневековых крестовых походов. После открытия Америки и начала испанской колонизации концепция справедливой войны была возрождена как противовес монархическому волюнтаризму. Теоретики естественного права 17-го века, в частности Гуго Гроций, также внесли свой вклад в развитие данной доктрины.

Теории естественного права способствовали развитию позитивного права народов, базирующегося на обычаях и договорах. Право народов вытекало из принципа суверенитета. Суверенитет же подразумевал, что государства имеют право самостоятельно решать, можно ли войну, которую они развязали или хотели развязать, считать «справедливой войной». Постепенно было признанно, что решение о войне или мире является прерогативой суверенитета. Таким образом, сформировалось ius ad bellum или право войны.

Движение за мир начало усиливаться со второй половины девятнадцатого века. С целью объединения противников войны стали регулярно созываться всемирные конгрессы и конференции в защиту мира. На первом Всеобщем конгрессе мира, состоявшемся в 1843 году в Лондоне, рассматривались такие вопросы, как проведение конгресса народов, использование международного арбитража как средства предупреждения международных конфликтов, пропаганда против войны и контроль за изготовлением и продажей оружия и боеприпасов.

Слово пацифист

Фото: dl.wdl.orgВсемирный конгресс мира в Стокгольме, 1910

В этот период начинает осуществляться интенсивная кодификация законов и обычаев, относящихся к вопросам войны и мира, и дополнение их принципиально новыми и весьма важными в гуманитарном отношении правилами миротворчества, предотвращения войны и защиты мира.

В 1899 году по инициативе императора России Николая I проведена первая Мирная конференции в Гааге, решением которой была учреждена Постоянная палата третейского суда – первая международная организация для мирного разрешения межгосударственных споров.

Однако пацифистское движение того времени не оказывало существенного влияния на развитие международного публичного права. Гаагские конференции и последующие ограничения на средства и методы ведения военных действий были скорее результатом рационального военного мышления государств-участников, нежели воплощением пацифистских идей. Однако тот факт, что такие договоры были политически возможны, демонстрирует некоторое влияние пацифизма на развитие международного права того времени. Выдающиеся пацифисты, такие как немецкий юрист Вальтер Шеккинг, даже считали Гаагские конференции первым шагом на пути к Всемирной конфедерации. Такая конфедерация должна положить конец существованию национальных государств, которые, с их точки зрения, являлись основной причиной всех войн.

Хиппи как яркие представители пацифизма

Для того чтобы лучше понимать, кто такой пацифист, можно посмотреть на представителей субкультуру хиппи (не путать с хипстерами). Одевались они в просторную цветную одежду, носили бусы и фенечки, вплетали нитки в волосы.

Но главная их черта – это мировоззрение, которое несли в массы. Они считали, что главное – это:

  1. свобода (что это?);
  2. развитие духовности;
  3. жить всем в общине;
  4. заниматься развитием внутренней и внешней красоты.

Слово пацифист

Поскольку хиппи были за любовь (что это?) и свободу всех людей как высшей ценности, то они носили подвеску со знаком «пацифик» либо вышивали его на сумке или одеяниях.

«Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не воюйте!») – это один из самых знаменитых лозунгов, которые выкрикивали люди, или писали на транспарантах.

«Война наносит самые страшные удары мещанству, мещанскому покою и удовлетворённости»

Несмотря на изрядное количество сторонников, противников у идеологии ещё больше. Среди них был и Николай Бердяев, который считал, что пацифизм происходит от излишнего материализма и буржуазного малодушия.

Николай Бердяев

Кстати, трусость, эгоизм и желание отсидеться за спинами своих же сражающихся друзей — самое частое и самое тяжкое обвинение в адрес пацифистов. Более того, не сопротивляясь, например, захватчику, пацифист косвенно поддерживает его.

Другое расхожее мнение о сторонниках ненасилия — что они живут иллюзиями, не видят реальности и просто боятся запачкать руки. Кроме того, пацифизм упрекают в нелогичности. Ведь если пацифисты превыше всего ценят мир, то почему они не встают на его защиту и позволяют агрессорам его разрушать?

На самом деле, абсолютных пацифистов, последовательно придерживающихся идеи ненасилия, довольно мало. Возможно, на определённом этапе вмешивается естественный отбор — кто не сопротивляется, тот погибает. Таким образом, число приверженцев абсолютного пацифизма примерно всегда остаётся одним и тем же.

Социальную природу идеологии хорошо охарактеризовал Лев Троцкий, который писал о пацифизме как об отдушине, через которую разгневанная, но недальновидная буржуазия может выпустить пар своего негодования. Под контролем крупного капитала и с его согласия, разумеется. Заметьте, движение действительно популярно именно в среднем классе и практически неизвестно на верхах. В общем, как заметил Лев Давыдович,передовые народы режут друг другу глотки под знаменем пацифизма», а военная индустрия прирастает миллионами.

Основная опасность пацифизма в том, что он не различает сражение в бою и убийство, которое является уголовным преступлением. Называя каждого солдата убийцей, пацифисты ложно обвиняют невиновных. Напомним на всякий случай, что убийство запрещено даже на войне. Игнорирование разницы между ведением боя и убийством — главный риторический козырь пацифистов. Если его убрать, то остаются лишь банальные истины, что мир лучше войны и давайте жить дружно.

Но поражение живой силы противника не может быть приравнено к убийству. Более того, отдельные силовые операции хоть и редко, но бывают полностью бескровными. Современные же дистанционные и роботизированные средства ведения войны вообще направляют разговор о том, что такое война, в новое русло.

Сбитый дрон или пролёт самолёта схибинами»(отечественный авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия(КРЭП). — Прим.ред.) на крыльях не укладывается в пацифистскую парадигму насилия, ненасилия, непричинения зла и любви к ближнему. Современные средства ведения войны создаются именно для того, чтобы сберечь человеческие жизни. Как ни парадоксально, военные оказываются бо́льшими гуманистами, чем сами пацифисты.

Другая опасность состоит в том, что пацифисты, полностью отрицая право государств на войну и требуя исключительно мирного решения любых споров, подразумевают создание некоего всемирного судебного органа, который эти споры будет рассматривать. Идея утопична хотя бы потому, что не все споры имеют правовую природу. Но главное то, что подчинение юрисдикции такого суда будет ограничивать государственный суверенитет. А суверенитет — это независимость государства, его самостоятельность и способность быть самим собой. Проповедуя отказ от войны, сторонники ненасилия на самом деле лишают нас свободы. Потому что в конечном итоге мы граждане настолько, насколько суверенно наше государство. И мы настолько свободны, насколько оно независимо.

Поделитесь с друзьями
Posted in Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *