Позитивизм

Какое значение имели позитивизмы?

Главная цель позитивистской философии – сделать научное мышление точным, без двузначностей и непонятных абстрактных понятий – никогда не была достигнута.

Несмотря на долгий путь развития научного мышления, позитивистская философия оказала огромное влияние на точные и гуманитарные науки. Огюст Конт, который впервые сделал категоризацию наук, дал определение их предметам и целям, начал процесс формирования методологического базиса для каждой дисциплины.

Именно благодаря позитивизму и четырем его течениям сегодня каждая наука имеет собственный методологический аппарат. Но несмотря на установленные четкие границы каждой науки, для периода постмодерна стал характерен междисциплинарный подход к познанию мира.

Непосредственно начало такого органического взаимопроникновения разных дисциплин заложил постпозитивизм, который не только реабилитировал метафизику, но и признал важную вспомогательную роль философии в получении научного знания.

Далее в нашем блоге мы еще продолжим тему позитивизма, так что ждите продолжения…

Метод сопутствующих изменений

В отличие от предыдущего метода в данном случае нет необходимости в том, чтобы все изменения, не относящиеся к сравниваемым переменным, были полностью исключены. Для доказательства причинных отношений в двух явлениях достаточно установления параллельных изменений. С помощью этого метода определяется внутренний характер причинной связи (а не внешний, как в предыдущих случаях). Речь идет об обнаружении постоянного соответствия между двумя фактами. Для соответствия процессов развития двух явлений друг другу необходимо соответствие проявляемых ими свойств. Если два явления характеризуются регулярными изменениями параллельно друг другу, данное отношение между ними следует принимать даже в том случае, когда одно из явлений возникло без другого. Возможно имеет место действие враждебной причины, ее следствие, либо следствие приобретает другую форму, отличную от наблюдаемой перед этим.

Метод различия

Используется при сравнении двух случаев, в одном из которых имеет место наступление исследуемого явления, а в другом, соответственно, не имеет. При этом оба случая имеют сходные обстоятельства, за исключением одного. Данный метод может использоваться как в рамках наблюдения, так и в процессе лабораторного (производственного) эксперимента. Например, он использовался в химических опытах, в процессе открытия таких веществ, как ускорители реакций (катализаторы).

В сельском хозяйстве при помощи метода различий проводится проверка эффективности всевозможных удобрений; в медицине – проверка воздействия на организм различных лекарственных средств. Данная процедура происходит за счет выделения контрольной и экспериментальной (опытной) групп – растений, животных или людей. Обе группы до определенного момента находятся в одинаковых условиях, после чего в опытной вводится изучаемый фактор (переменная М). Затем проводится сравнение между опытной и контрольной группами. Если различия между ними являются статистически значимыми, то возникновение нового качества d у контрольной группы рассматривается как следствие воздействия переменной М.

Позитивизм

Позитивизм второго поколения: углубление знаний

Второй позитивизм трансформировал идеи О. Конта. В науке это поколение позитивистов принято называть «махизм» или «эмпириокритицизм». Первое название появилось из-за большого вклада австрийского физика-философа Эрнста Маха, а второе – из-за нового критического переосмысления эмпирического опыта.

Махисты углубили предмет своего изучения и сделали его приемлемым для других дисциплин. Причины для появления в конце 19 века второго позитивизма лучше всего объяснить тезисом математика Анри Пуанкаре: прогресс в науке способен подвергать даже основополагающие принципы опасности. Такое случилось и с позитивистским знанием: его нужно было пересмотреть.

Истина второго позитивизма изменила свое качество: махизм сформировал не только понимание о важности конечного продукта (точного знания), но и усовершенствовал критический анализ полученного знания (механизм познания). Эта форма позитивизма занималась критикой опыта

Опыт уже не был истинным сам по себе, а зависел от субъективных факторов исследователя, его чувственных данных, которые создавали законы, формулы и понятия.

Прежде истина в позитивизме была в точных статичных знаниях, которые считались непоколебимыми. Но открытия в математике и физике показали заблуждение в этом.

Если для первого позитивизма самым важным фактором было получение точного знания, то второй позитивизм под влиянием экспериментальной психологии изменил свою методологическую перспективу на механизмы познания. В этом им мог помочь метод интроспекции – непосредственное наблюдение самого себя.

Но кризис научного познания настал после углубления знаний в физике (третий закон Ньютона уже не работал безусловно (изменение представления о материи из-за открытия электрона), в математике (было признано, что Евклидова геометрическая система не единственная) и в биологии (развитие теории эволюции от Дарвина до Спенсера убедили в динамичности природных процессов, а не их статичности, как считали первые позитивисты).

Перенос внимания на изучение субъективных чувств был осуществлен под воздействием новых открытий в точных науках и утраты механицизмом своей универсальности. Природные процессы теперь рассматривались как возможность существования множества систем, а не единственной.

Если первый позитивизм столкнулся с условностью метафизических представлений и категорично их засудил в использовании научного мышления, то второй позитивизм столкнулся уже с условностью физических представлений о мире. Чтобы воссоздать баланс, махисты создали понятие условности – «конвенционализма», который стал основой получения истинного знания. Самое большое влияние на теорию второго позитивизма оказал Эрнст Мах. Ему также удалось распространить понятие конвенции с математики на другие науки.

И что дальше?

Позитивизм как философия заслуживает статуса междисциплинарного явления. Изменяясь сам, он вносил огромные методологические изменения во множество дисциплин, научных школ и направлений.

Методология позитивизма оказала непосредственное влияние на формирование социологии как науки. Также благодаря этому научному мышлению трансформировалась в 1870-х годах экономика. Самая популярная тогда концепция классической школы Адама Смита, политическая экономия, превратилась в экономику, дисциплину без политических и субъективных оценок.

Как способ мышления позитивизм долго не мог прижиться и поэтому несколько раз основательно трансформировался (первый позитивизм, второй позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм). Но тяжело было бы представить современный мир без вклада, который сделал позитивизм и все его течения на развитие точных наук. С другой стороны, историки также пытались использовать позитивизм в своем методологическом арсенале, но, как показало время, гуманитарные науки не могли ограничится правилами позитивизма.

С каждым новым позитивизмом в академической среде происходили большие дискуссии и изменения, создавались методологические основы, которые стали базой для социологии, антропологии, аналитической философии, лингвистики и особенно – формальной логики. Влияние этого направления переоценить невозможно, и ему безусловно следует отдать должное.

Методы познания

Как уже упоминалось, основной задачей позитивистского направления было дифференцирование утверждений, имеющих смысл, от тех, которые его лишены с научной точки зрения (так называемые псевдовопросы). Соответствующую специфику имели и методы позитивизма. Так, с целью выяснения научного смысла того или иного утверждения в позитивизме использовался такой метод, как верификация (лат. verificatio – «подтверждение», «доказательство»). Верификация подразумевает установление истинности научного утверждения путем его эмпирической проверки. Таким образом, истина выступает в качестве совпадения научного знания и непосредственного опыта человека.

В свою очередь, продолжатель идей Конта Стюарт Милль в качестве основного метода позитивизма предлагает использовать индукцию. Индукция (лат. inductio — «наведение») является умозаключением, при котором на основе единичных или частных посылок формулируется общее суждение. В самой индукции Милль выделяет четыре вида:

  • метод согласия (сходства);
  • метод остатков;
  • метод различия;
  • метод сопутствующих изменений.

Сильные и слабые стороны позитивизма

Несомненно, философия позитивизма изменила многое в познании мира. Но, как и любая познавательная система, она имела свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам позитивизма нужно отнести:

  • Новый предмет и метод изучения. Предметом новой философии стало устройство общества, его процессы. А методы способствовали накоплению реальной информации о предмете, систематизации данных и попыткам делать обобщение с целью вывести законы существования общества.
  • Изменение предмета исследования способствовало развитию знания об обществе, его функциях и способах развития.
  • Позитивисты пытались сделать перспективу и фокус изучения новой философии более реальной, и поэтому они перенимали методологию свойственную точным наукам: эксперимент, опыт, индукция, сбор информации и систематизация.
  • Позитивизм внес значительное развитие эпистемологии и познавательного процесса в гуманитарных науках, сделал их методологию более четкой.

Минусы позитивизма оказали не менее важное влияние на его жизнеспособность и авторитетность:

Пренебрежение необходимостью объяснения фактов и явлений, интерпретации важности используемых информационных данных, а также игнорирование умозрительными и спекулятивными методами во многом повлияли на незаконченность выводов исследований и слабость позитивистских концепций.
Излишний фокус исследований на изучении реального опыта и реальных событий объяснялся ограниченностью человеческого познания событий прошлого и будущего. Причинность явлений нереальна, ее трудно установить

Было принято считать, что для понимания прошлых процессов не существует необходимой достоверной информации, а прогнозирование будущего приравнивалось к метафизике, то есть ненаучному мышлению.
Отказ от результатов классической философии во многом ограничил видение новых философов. Позитивисты призывали использовать достижения исключительно науки своего времени. Переосмысление важности опыта предыдущих поколений стало главной причиной трансформации позитивизма.
Недооценка теоретического и концептуального уровня в исследовании и абсолютизация эмпирического познания в исследовании часто не давали ответов на поставленные перед исследованием вопросы и гипотезы.
Преобладание описания явлений (дескриптивности) сулило многословие фактов, которые часто не могли объяснить, для чего это все было сказано.
Описание явлений вытесняет любые умозаключения и абстрактные гипотезы – это объявлялось уделом метафизики.

Позитивизм был важным этапом в познании современного мира, он внес кардинально новые открытия в понимание общественных процессов и развитие многих научных направлений, предметом которых было общество, человек и общественные явления.

Основные положения позитивизма

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, основанное на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определённого метода, а именно — метода логического анализа».

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, не отличающийся от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определённые «метафизические» предпосылки.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)

Теологическая — в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм

Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт

Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Контекст

Всегда проще понять возникновение какого-либо феномена, если посмотреть на социокультурные события, которые происходили в тот же период времени. Появлению позитивизма способствовало несколько факторов, но самыми главными были именно два:

  • изменение общественного строя как результат развития капитализма и промышленной революции;
  • развитие точных и естественных дисциплин.

Уже в 17 веке в познании мира стойко утвердились подходы рационализма: Коперник, Галилей, Ньютон и Лейбниц дают свое видение развития точных наук. В этот период возникает создание научного мировоззрения, которое отличается от религиозного и философского.

Формирование науки с ее строгими правилами положительно влияет на механизацию самых важных отраслей производства. В результате этого изменился социальный строй общества, произошли процессы урбанизации и бюрократизации. Традиционная система общества в Европе начинает заметно меняться – возникают новые политические строи государств, изменяются экономические отношения, а культура становится не только религиозной, но и светской.

В это же время активно происходят исследования природы и космоса, их систем и форм существования. Они закладывают основания биологии, химии и физики как самостоятельных дисциплин. Кульминацией стало понимание того, что ни одно из научных направлений не изучало в таком же рациональном подходе существование системы человеческого общества, его форм и элементов.

Что в это время делала философия? В период, когда в мире активно происходили социальные, культурные и экономические трансформации, философия занималась идеалистическими вопросами существования и бытия, изучением абсолютной природы и человеческого разума. Это была классическая философия И. Канта, Й. Гегеля, Г. Лейбница. Они создавали «науку наук». Все технологические трансформации проходили мимо их внимания.

Основные идеи

Если говорить про позитивизм кратко, то среди его основных мировоззренческих идей можно выделит следующие:

  • устранение (элиминация) традиционных неразрешимых проблем философии (в виду ограниченности человеческого разума);
  • сведение деятельности науки к описательной функции, а не к объясняющей (дескриптивизм);
  • направленность на эмпирическую проверку теоретического знания (методологический эмпиризм);
  • поиск универсального метода для получения объективного знания и универсального научного языка;
  • сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки (гносеологический феноменализм).

Объективное развитие позитивизма должно было привести к глобальной трансформации науки. Свою основную задачу, как уже упоминалось, учение видело в «очищении» научного знания от метафизического.

Позитивизм

В историческом контексте принято выделять следующие этапы развития позитивизма:

  • Первый позитивизм.
  • Эмпириокритицизм (махизм).
  • Логический позитивизм (логический эмпиризм, неопозитивизм).

В некоторых источниках их также называют первым, вторым и третьим. При этом с точки зрения основополагающих идей этапы позитивизма выделены достаточно условно. Например, второй в отличие от первого отличался большим психологизмом. В свою очередь, третий этап представил собственный взгляд на роль таких дисциплин, как математика и логика, предлагая рассматривать их отдельно от эмпирической науки.

Бунт мышления новой философии

Идеалистическая философия не отвечала на вопросы о развитии мира в эпоху технологического прогресса. Поэтому эти вопросы начали ставить перед собой философы нового поколения. Они выросли и были воспитаны под влиянием точных наук и технического прогресса.

Что такое классическая философия и почему идеи новой философии противоречили ей? Постклассическая философия начинается с учения Огюста Конта о позитивистском (позитивном или точном) способе получения знания. Конт призвал отделить истинный научный способ мышления от противоположного ему гегельянского спекулятивного мировоззрения. Главным заданием Конт видел необходимость очистить мышление от мистицизма, метафизики и религиозных догм.

Огюст Конт в своем 6-титомном труде «Курс позитивной философии» обосновал другую познавательную перспективу. Он избавил философию от прежнего статуса «науки наук» и этим начал зарождение нового периода философствования.

Главным посылом позитивной философии было найти ответ на вопрос «Как это существует?» Огюст Конт и Герберт Спенсер утверждали, что человеческое познание ограничено, и ответить на вопрос классической философии «Почему это существует?» остается непостижимым. А реальным они считали только точное и достоверное существование предметов и явлений. Главный аргумент их довода был в том, что причины возникновения явлений невозможно подтвердить или опровергнуть опытом, экспериментом. Поэтому это не научное мышление, а спекулятивное, метафизическое.

Позитивистская философия предложила новое задание – познать реальный мир вокруг нас. Конт утверждал, что познать можно только достоверные и реальные события и факты. По его мнению, только основанное на фактах знания имеет значение.

Если внимание классической философии Гегеля было направлено на спекуляции над историческим процессом, Конт в корне изменил перспективу и метод философствования: наблюдать за реальными явлениями социальных процессов. Предметом его исследования теперь было общество, а не исторический процесс

Главный посыл новой философии был таков: должна существовать точная наука, которая объясняет законы существования общества. Так возникло научное направление, которое Конт назвал «социология». Согласно его парадигме, общество – это организм, который нужно изучать по аналогии с другими организмами. А социальную науку он пытался создать по аналогии с физикой.

Метод согласия (сходства)

Применяется тогда, когда мы начинаем сравнивать отдельные случаи между собой. Во всех данных случаях имеют место изучаемые нами явления, а также события (части), присутствующие до него и следующие после. Например, человек может получить ожог от горячего утюга, кастрюли на огне, пара в ванной и т. д. При этом заключение о том, что ожог был вызван воздействием электричества, будет ошибочным, так как во всех случаях, кроме первого, электричество не было задействовано. Можно также предположить, что причиной ожога является вода: во втором случае она могла находиться в кастрюле, а в третьем – трансформироваться в пар. Однако вода не присутствовала в первом случае. Следовательно, должен быть какой-то другой фактор, характерный для всех трех случаев. В качестве такового выступает воздействие на кожу высоких температур.

Критика позитивистских идей Огюста Конта

С точки зрения Л. Гумпловича, суть позитивизма как истинной научности начинается тогда, когда «мы побеждаем наше стремление узнать начало вещей и удовлетворяемся плодами их развития». Это особая форма социального развития, когда мы принимаем идею ограниченности нашего сознания в познании первопричины тех или иных вещей. Вместо единичного подхода к фактам и явлениям мы можем наблюдать их общий процесс развития, характерный для различных временных отрезков и географического пространства. Например, в ситуации с древним обычаем заключения брака путем похищения жен мы имеем дело с целостным процессом, связанным с организацией господства, правом на частную собственность и т. д., который характеризует человечество в целом. В связи с этим мы можем наблюдать отдельные пережитки данного обычая и в современном обществе.

Гумплович доказывает ошибочность идей Конта относительно развития человечества и выдвигает собственную теорию круговоротного течения социального развития. Речь идет о развитии, начинающемся в том случае, когда имеют место соответствующие социальные условия. Пока данные условия существуют, социальное развитие закономерно проходит все соответствующие этапы. Как только условия заканчиваются (либо становятся недостаточными), развитие заканчивается (достигает своего конечного пункта). В качестве примера автор приводит ряд социально развитых государств Азии, Африки и Америки, которые являются пустынными и необитаемыми в настоящий момент, но которые были источниками возникновения и развития колоссальных культур. Вместе с тем мы не можем отрицать тот факт, что при возникновении необходимых условий, таких, например, как новая колонизация, возможен новый виток социального развития.

Позитивизм

Наследство позитивизма в истории философии

Чтобы понять, насколько та или иная концепция или философское течение важны, можно проследить, сколько дискуссий они вызвали вокруг себя – как в защиту, так и против. Подводя итоги позитивистской философии в истории научного познания, можно сделать однозначный положительный вывод.

Позитивизм имел фундаментальное влияние на формирование научного мышления, отделил его от теологического, богословского и философского мышлений. Преследуя поставленную Огюстом Контом цель создать точную философию для науки, несколько поколений философов продолжали активно искать способы получения достоверных знаний.

Но, вместе с тем, не менее важным является возникшая критика позитивизма как методологии познания: в конце 19 столетия главные идеи позитивизма были отвергнуты не только историей, философией, но даже социологией. Все эти направления, критикуя узколобость позитивизма, формировали собственный методологический аппарат исследования, не зависящий от эмпирического уровня исследования и придающий новую ценность человеческому разуму и интуиции.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *